Запрет – свобода – сумасшествие (о мастерской в рамках краснодарской гештальт-конференции дебютов 2013)

Идея зародилась просто. С неподдельного интереса к работе в паре, с любопытства друг к другу, с понимания того, что есть что сказать. А говорить хотелось обеим, с одной стороны звучал интерес к теме запретов, с другой горели глаза и румянились щёки при возможности соприкоснуться с собственным сумасшествием. И тогда мы обнаружили, что если рассматривать запрет как ограничение, а сумасшествие как безграничность, свобода и творчество будут находиться где-то между этими двумя крайностями. Так, появилось название «Запрет – свобода – сумасшествие».
Возникла гипотеза, что, находясь в одной крайности запрета, к свободе можно прийти, лишь побывав в другой, взяв из каждой что-то необходимое. Речь шла о признании собственных запретов и безумия, и создании творческого союза обоих полюсов. Подготовка проходила тщательно и с большим энтузиазмом. Очень интересно, что многие открытия возникали именно в нашем совместном взаимодействии, уже как взаимодействии двух противоположностей. Например, запрещающая сторона часто провоцировала энергию, оставаясь при этом в стороне. Мы пришли к выводу, что не существует запрета без желания. Смысл запрета – блокировать желание. То есть изначально мы все-таки хотим!
Для знакомства отметим, что тему запретов предложила Галя, о сумасшествии хотелось говорить Марине.
Еще хочется более подробно остановиться на вкладываемых нами смыслах в понятия «запрет» и «сумасшествие». Запрет как состояние остановки, ограничения свободы, невозможность действия. Наши внутренние запреты это, в большинстве случаев, интроекты. Примерами интроектов, могут быть: «К мужчине первой подходить, чтобы познакомиться, нельзя. Приличные девушки себя так не ведут». Или «прожив 6 лет гражданским браком, говорить своему партнёру о законном браке как-то неудобно, быть навязчивой не хочется». Список запретов у каждого свой. Блокирует желание зачастую стыд, так как с самого детства, нарушив какой-то родительский запрет, мы могли слышать «как тебе не стыдно». И, вырастая, мы продолжаем проделывать с собой уже сами то, что с нами делали авторитетные, важные взрослые. Интроект – это что-то проглоченное и непереваренное, выражаясь языком Перлза. При более внимательном рассмотрении своих запретов мы можем осознавать некоторые свои интроекты, переводя их в опыт и сознательный выбор: хочу ли я делать так дальше? И тогда открывается возможность определённые установки выкинуть за ненадобностью, а какие-то активно использовать в соответствующих ситуациях. Другими словами выйти из «рабства» собственных запретов. Хотя это самое «рабство» несёт в себе и важную функцию обеспечения безопасности, функцию сохранения столь удобной и контролируемой стабильности. Мы хотели приблизиться, понять больше про то, чего же на самом деле хочется. И для этого мы предложили участникам нашей мастерской рискнуть, и поддержали новый опыт, так откликающийся на шерринге, опыт безумия…
Изначально мы рассматривали сумасшествие на примере множественной личности. Конечно, в психиатрии – это состояние болезненное и не всегда контролируемое. Психиатры говорят, что в сумасшествии нет свободы, и, конечно, они правы. Однако идея реагировать на разные ситуации своими различными частями, сознательно выбирая их, может принести достаточное количество скрытой ранее свободы. Также, обращаясь к дословному значению слова «безумие»: потеря ума, потеря контроля над эмоциями, невозможность сдерживать проявление чувств, отсутствие самоконтроля, удовлетворение инстинктивных потребностей, можно сказать, что в психотерапевтическом пространстве идея сумасшествия есть абсолютная безграничная свобода на пути к реализации желания, освобождение сдержанной энергии. Мы предложили участникам соприкоснуться с этой своей стороной, обнаружить ее возможность и законность, признать ее существование.
В процессе нашей мастерской мы хотели поискать ценности каждой из этих полярностей, ведь они обе составляют нашу единую личность. Также хотелось подчеркнуть, что насколько разрушительно может стать нахождение в крайности безумия, приближаясь к безумию истинному, социально и морально неприемлемому, настолько же разрушительным может быть и более привычное состояние – состояние ограниченности, невозможности и голода. В процессе интеграции обеих частей обнаруживается свобода и творческое приспособление, в которых есть место и признанию своих потребностей, и разумным ограничениям в их реализации. А ведь потребности так просты и похожи: в любви, понимании, самореализации и поддержке собственной ценности.
Мастерская прошла с удовольствием, нашим и участников. И хочется пожадничать и оставить послевкусие без обсуждения…
Мы хотим сказать большое спасибо участникам нашей мастерской за их энергию и участие! А также нашему супервизору Наташе Майстренко за открытия, поддержку и признание!
С уважением, Марина Алешина.
14.11.2013 года.
Все права защищены © 2013 Гештальтсообщество Кубани.
Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: http://geshtalt-kuban.ru/.