Послушание — творческий путь к свободе

Начну, пожалуй, с того, как вышло, что я заинтересовалась темой послушания. Основная причина связана с моей старшей дочерью (ей было в то время 7 лет). Начиная с какого-то момента наших отношений, я столкнулась с тем, что объем ее непослушания превысил допустимый для меня предел. Она стала вести себя провокативно, вызывающе, о том, чтобы мои распоряжения выполнялись с первого раза, вообще говорить не приходилось. Все это вызывало во мне бешенное раздражение. Жизнь стала сложной и энергозатратной. И в тот же период жизни я активно осваивала концепцию о том, что дети — великие отражатели родительских особенностей. Отражение это не обязательно прямое и буквальное, просто дети – это то условие, которое делает невозможным дальнейшее незамечание положения дел с самим собой, или цена за это незамечание становится слишком высокой. Я находила много тому подтверждений – в работе с клиентами и в собственной жизни. И вот, констатировав токсическое для меня непослушание своей дочери, я задумалась о том, что с моим собственным послушанием. Что оно из себя представляет, насколько оно развито, кого вообще я слушаюсь, если слушаюсь, а кого нет – а надо бы. Довольно скоро я обнаружила с моим послушанием дела плохи, и принялась изучать тему.

А тема в психологической литературе (если говорить об использовании слова «послушание» не в бытовом смысле, а как понятия, термина), освещена скудно. Я, правда, не могу сказать, что была дотошна в поиске, но некоторые усилия, все же, приложила. Мной была обнаружена диссертация Резник Маргариты «Послушание и смирение в контексте учений о личности 20 века». Диссертация эта написана под руководством Мухиной Валерии Сергеевны — довольно видного советского и российского психолога. Широко используется ее учебник «Возрастная психология». Второй известный факт про В.С. – о том, что она проводила работу с подростками на базе всесоюзного лагеря Орленок. Частью этой работы были инициации в послушание. Описывая ход и результаты своих исследований, Мухина понятием послушание пользовалась.

Итак, повторюсь, что в официальном (общепринятом) понятийном аппарате психологии термин послушание отсутствует, но есть коллеги, ратующие за его использование.

Зато очень обширно тема послушания обсуждается в православной литературе. Обсуждается, на мой взгляд, интересно и глубоко. Есть, конечно, ортодоксальные и жесткие тексты. А мне так чаще попадались сбалансированные, мудрые, и, неожиданно для меня, светские.

Поискала я следы присутствия понятия послушание и в обыденной речи носителей русского языка. Процитирую вышеупомянутую Резник М: «Сто лет тому назад, когда Россия была основательно православной, понятия смирение и послушание полнокровно присутствовали в активе русской речи и, следовательно, определяли особенности самосознания личности человека. Оба понятия широко встречаются в художествнных произведениях русских классиков А.С.Пушкин: Евгений Онегин; Л.Н.Толстой: Казаки; Война и мир; И.С.Тургенев: Касьян с Красивой Мечи; Ф.М.Достоевский: Кроткая; А.П.Чехов: Убийство; М.Горький: Детство; А Н.Толстой: Петр Первый и др.

После революции 1917 года, значения и смыслы понятий смирения и послушания сужаются. Они начинают уходить из обыденной речи, а в словарях начинают быть представлены как устаревшие (или книжные устаревшие).»

Каков итог?

« В наше время<…>авторитет и нормативные установления часто воспринимаются как символ насилия и принуждения, а смирение и послушание — как символ бессилия и подчинения чужой недоброй воли. Смирение в светском сознании как качество человека ассоциируется с безволием, послушание — с обезличиванием. Сегодня это положение для многих выступает как единственно верное. Современный человек ориентирован на то, чтобы утвердить себя как личность, утвердить свое Я. Ему кажется, что именно через непослушание он может обрести себя. Он противостоит идее смирения и послушания, демонстрируя агрессию, которую подчас понимает как разрешение свободы воли. Послушание и насилие стали фактически соседними понятиями» — так говорит Резник в своей диссертации.

А я, вслед за ней, хочу сказать, что только-только начав свое исследование, только упомянув об этом то здесь, то там, среди друзей и коллег, я на собственном опыте, отнюдь не гипотетически, столкнулась с тем, что послушание сегодня — слово не популярное и вызывает больший или меньший, осознанный или неосознанный протест. Послушание – слово, которое многие взрослые (из тех, кто не имеет отношения к психологии) охотно применяют к детям. В среде же психологической словосочетание «послушный ребенок» кажется, скорее, моветоном. А применительно к людям взрослым? Послушание? — ну это, как минимум, не понятно, а чаще – странно и настораживает.

Всё это привело меня к предположению о том, что, видимо, так искажена нынче концепция послушания, с такими перекосами применяется к нам в детстве, что, вырастая, мы оказываемся расщепленными на эту тему. И тогда часто одно из двух:

1. Послушание насаждаем и причиняем.

2. Послушание отрицаем и исповедуем эгоцентризм и анархию

Моя идея в том, что подобное положение вещей с послушанием существенно уменьшает шансы современного человека на счастье и удовлетворенность.

Как пишет отец Силуан из Старого Афона: «Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, что они достигаются послушанием.»

Хочется для начала в рамках лекции попытаться рассмотреть и ослабить сопротивление, которое вызывает слово послушание, чтобы потенциал понятия и явления «послушание» стал доступен.

Для этого нужно обнаружить разницу между тем «злокачественным, искаженным, послушанием», которое рисует наше воображение и доброкачественным, зрелым, послушанием – тем самым, которое является необходимым условием человеческого счастья. И продемонстрировать, что одно слово – послушание – покрывает явления по сути своей очень разные, а сходные только по некоторым внешним признакам.

Начну я с доброкачественного послушания. И порассуждаю о том, какая семейная ситуация сопутствует его формированию у ребенка, как закладывается фундамент тому, что впоследствии становится зрелым послушанием.

Оговорюсь, что для ясности мы будем рассматривать некую рафинированную картинку.

В двух словах, пока не давая развернутого определения, а так, по-простому, — что это за доброкачественное послушание? Это такое послушание, когда ребенок послушен, не потому что более-менее глубоко подавлен. А по каким-то «хорошим» причинам, когда для него это состояние естественное, совместимое с радостью жизни.

Давайте рассмотрим даже не только причины, но такую цепочку :

1 причина послушания – 2 действия родителя, которые обеспечивают такую причину – 3 опыт ребенка, который он приобретает, испытывая те или иные действия родителя – 4 и, наконец, формирующееся качество личности в результате многократно пережитого опыта.

Фактор, причина Действия родителей Опыт ребенка Формирующееся качество личности
Послушен, потому что доверяет Вслушиваются в ребенка, замечают, распознают его потребности, действуют в интересах глубинной природы ребенка Опыт услышанности другим, опыт своей значимости для другого, опыт переживания себя, как ценности Открытость, доверительность, уверенность. Смирение (как способность быть с миром, рассматривать мир как союзника, даже если пока не очень понятно как именно он способствует тебе, но допускать , что это именно так). Способность принимать спонтанность и изменчивость мира, быть адаптивным
Послушен, потому что знает свое место в семейной системе Дают адекватную обратную связь ребенку. Не преувеличивают его возможности и достижения, не преуменьшают свои, чтобы он чувствовал себя более состоятельным. Сопровождают его развитие. Соблюдают свои интересы. Мягко и уверенно используют власть, если необходимо Другие ценны. Их интересы и потребности нужно уважать. Есть что-то, что они знают или умеют лучше чем я. У них можно и нужно учиться Скромность, адекватность, способность быть учеником, знать свои ограничение и быть готовым к развитию. Способность видеть наставников, учителей в других обычных людях рядом, отдавать им должное, уважать. Способность правильно чувствовать расстановку сил в ситуации
Послушен, потому что видит и знает на примерах как это делается, является свидетелем послушания родителей. Имеет возможность наблюдать это вовне Переживают и совершают послушание по отношению друг к друг, своим детям, родителям, другим существам рядом Быть послушным ценно – это эффективный поведенческий выбор, формирующий теплые отношения, помогающий улаживать напряженные ситуации, ведущий к удовлетворенности и счастью Собственно послушание (способность обнаруживать и учитывать в поведении потребности и интересы других людей, руководствоваться не только своими желаниями)

Итого, доброкачественно послушный ребенок переживает довольно приятный опыт в родительской семье и приобретает совокупность полезнейших (для счастья) качеств.

Есть идея, что про злокачественное послушание большинству из нас более-менее понятно на собственном опыте. Это послушание видимое и вынужденное, не по доброй воле, послушание, сопряженное с подавлением потребностей ребенка и сопровождающееся в его опыте:

— чувством подавленности, депрессией;

— чувством протеста и несправедливости;

— отсутствием спонтанности, переживанием постоянной необходимости контроля, напряженностью;

— отсутствие веры в собственные возможности;

— и присутствие уверенности в собственной невозможности влиять на мир и людей, бесполезности всяких усилий, направленных на это;

— безразличие, эгоцентризм

Итак, что я хочу еще раз подчеркнуть, что в утверждении « послушание – это творческий путь к свободе», я говорю о доброкачественном и зрелом послушании,

Ну и определение, которое я предлагаю.

Послушание – это совокупность личностных качеств, которые выражаются в способности глубоко уважать и по собственному выбору учитывать в своем поведении потребности и интересы других людей, руководствоваться не только своими желаниями, но нуждами и чувствами других, интересами общего дела, необходимостью.

Если такая способность признается нами значимой и ведущей к счастью, если мы хотим обзавестись ей, то закономерен вопрос – а что делать большинству людей, которым не посчастливилось приобрести в своем детстве опыт, ведущий к формированию благополучного послушания, и которые теперь, во взрослом возрасте, констатируют свою непослушливость.

Об этом немного позже.

А сначала предлагаю рассмотреть вопрос о том, почему послушание это путь к свободе.

Как послушание связано с обретением свободы?fotos5

Мы не свободны там, где что-то идет в разрез с нашей потребностью, желанием. И чем, фрустрированнее, чем больнее наша эта потребность, чем больше мы на ней сосредоточены, тем больше мы эмоционально вовлекаемся в ситуацию, где что-то мешает ее удовлетворению. Мы начинаем страдать на разные лады и забываем на время обо всем остальном, в это время мы не вольны направить свое внимание произвольно на что-то другое – оно полностью поглощено страданием – жаждой получить что-то то, что по какой-то причине мы получить не можем. Это не свобода. Очень часто это мешающее что-то – потребность другого человека, какая-то как нам кажется другая, неправильная, не подлежащая уважению и не имеющая права на существование.

Послушание предлагает развивать другой фокус внимания. Оно не говорит – твои желания не важны (отнюдь). Оно так говорить не может, потому что базируется на

самоуважении. А говорит только, что другие люди, как минимум, не менее важны, чем мы. Оно предлагает замечать, чего хотят эти другие люди, и даже существа, и по возможности и при соответствии здравому смыслу, способствовать этим их желаниям или хотя бы не объявлять войну. А как же свои желания? Мое открытие на пути недолгой практики послушания заключается в том, что в большинстве бытовых ситуаций мое способствование потребностям других никак не угрожает моим собственным. Правда иногда есть стойкая привычная иллюзия, что угрожает.

Получается, что если мы развиваем этот фокус восприятия, вырабатываем в себе привычку к нему, то мы постепенно привыкаем не сосредотачиваться так сильно на себе, а значит, становимся свободнее, значит, можем выбирать страдать или нет.

«Только переживающий в себе все мировое и все мировым, только победивший в себе эгоистическое стремление к самоспасению и самолюбивое рефлектирование над своими силами, только освободившийся от себя отдельного и оторванного силен быть творцом и лицом. Только освобождение человека от себя приводит человека в себя». Бердяев

«Погруженность в себя есть утеря себя. Выход из себя есть обретение себя, своего ядра. Свобода от мира есть соединение с миром». Бердяев

Еще один аспект, который заявлен в названии лекции – послушание и творчество

Вообще, надо сказать, что в православии с существительным послушание используется глагол творить. Для меня это наполнено смыслом. Каким? Творить послушание – значит с интересом, увлеченно и вдохновенно решать задачку послушания в каждой отдельно взятой ситуации. Переменных в этой задачке, как правило, так много, что алгоритмы и правила выводить бессмысленно. Остается только творить на стыке чувствительности, мудрости и здравого смысла.

Творческие задачи на пути практики послушания можно рассматривать и крупнее, как задачи по развитию «компетенций». Например,

— определять степень послушания, которая вам органична на данном этапе жизни, свою зону ближайшего развития в послушании. «Возрастать в послушании нужно только постепенно…В человеке все должно быть цельно А если бы мы вдруг решили совершить прорыв ради послушания, то этот прорыв потом обернулся бы чем-то негативным для вас, привел бы к перекосам.»;

— определять, как быть со своими желаниями, потребностями. Может ли то или иное желание быть удовлетворено другим способом, так, чтобы не входить в противоречие с условиями в лице обстоятельств или желаний другого человека. Может быть его можно отложить. Может, распознать, что желание это значимым не является и вполне может быть принесено «в жертву» ситуации. А может быть прийти к выводу, что сейчас самое время настоять на своем – это принесет не только удовольствие вам, но и определенную пользу другому;

— определять потребность другого человека (чего на самом деле он хочет, когда так странно себя ведет). Люди ведь не всегда высказываются прямо и определенно, и далеко не всегда, к сожалению, сами понимают , чего хотят. Это в терапевтической ситуации, специалист, заметив невнятность, может предложить клиенту «выпрямить послание». Вне терапевтического пространства такое «не прокатит»;

— определить меру здравого смысла, критичности (разумно ли поспособствовать ему в этом его желании, не повредит ли это другим людям, делу, ему самому), целесообразно ли вообще сейчас тратить на это свои ресурсы…

Святитель Игнатий: «Человек должен понимать дух того времени, в котором он живет, <…> для того, чтоб поступать разумно. Понимать свою меру, меру окружающих людей, и, исходя из этого понимания, действовать».

И наконец, что-нибудь практическое – как практиковать послушание.

Просто несколько найденных мной иллюстраций на эту тему

«Совсем недавно мы с коллегой возвращались из московской командировки; вслед за нашей попутчицей, соседкой по купе, в это самое купе ворвалась целая компания провожавших ее друзей. За двадцать минут, оставшихся до отхода поезда, компания решила устроить небольшие проводы, разложив и расставив на столике все, что в подобных случаях требуется; а нам, законным пассажирам с билетами, было эдак по-свойски предложено потесниться, ну хотя бы в коридоре постоять это время. Коллега — возможно, более послушный и смиренный человек, чем я,— спокойно вышла в коридор; я же взорвалась и успешно выпроводила всю компанию на перрон — вместе с их жареной курицей и бутылками пива. Я поступила неправильно?

— С правовой точки зрения ваше требование к этой компании — оставить купе — было, конечно, вполне правомерным и законным. Но если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения духовной пользы — для вас было бы полезнее позволить этим людям порадоваться в течение двадцати минут, самой же провести это время в коридоре. Другое дело — если бы эта компания решила бы ехать в вашем купе всю дорогу, а вас бы держала в коридоре на протяжении всего пути. Согласиться с этим — такая мера послушания на сей день недоступна для вас, наверное, и не надо пытаться сходу ее достичь. Это противоречило бы здравому смыслу. Потому что в человеке все должно быть цельно.»

«Старец Паисий говорил: Человек, желающий творить послушание, должен оказывать его всем — не только старцу, не только духовнику. В тот момент, когда старец Паисий произносил эти слова, в дверь заскребся котенок; отец Паисий встал, отворил дверь и сказал: вот, видите, я сейчас сотворил послушание котенку».

«Наша жизнь складывается из мелочей: вы стоите в очереди, к вам подходит человек и просит: «Пропустите меня без очереди, я тороплюсь». Если у вас есть желание продвигаться в послушании, вы его пропустите» (не потому что работает интроект, не потому что есть страх, что окружающие посчитают мудаком, а по собственной доброй воле).

«Вы едете на машине, кто-то старательно пытается вас обогнать — если у вас есть ценность послушания, вы разрешите обгон.»

Оговорюсь, что не стоит рассматривать эти иллюстрации как абсолютные. Контекст важен и он может быть очень разным.

Автор Сахарова Инна

 

Добавить комментарий