Программа мастерской « Послушание – творческий путь к свободе»

  • Шеренг, представление участников и ведущих 10-15 мин (имя, ожидания)
  • Введение в тему, мини-лекция 10-15 мин

«Ну, поскольку мы собираемся  говорить о послушании и послушание исследовать и осваивать, а не все присутствующие были на лекции, то представляется важным дать определение этому термину, договориться о том, что мы имеем в виду.

Послушание  – совокупность качеств личности, проявляющихся в способности  глубоко уважать и по собственному выбору учитывать в своем поведении потребности и интересы других людей, руководствоваться в своем поведении не только своими желаниями, но нуждами и чувствами других, интересами общего дела, или необходимостью.

Стоит отметить, что у всех нас наверняка по-разному обстоят дела с послушанием, но мы предлагаем сегодня универсальный инструмент продвижения –  не зависимо от того, в каких отношениях с послушанием вы состоите, он  может подхватить вас из любого места.

Инструмент, о котором идет речь – инициация. Слово это, мне кажется, сейчас вполне себе на слуху, с магическим шлейфом и размытом смыслом )). Посему скажу, что мы под ним понимаем.

Инициация – обряд, процедура, направленные на помощь в созревании определенных структур личности, необходимых для внутреннего перехода из одной стадии развития на другую. Инициация призвана минимизировать кризисные явления, связанные с переходом на новый этап, ускорить ход вещей в деле освоения нового. Ее можно сравнить с кувырком через голову несколько раз. Содержательно инициации могут быть очень разными – лишь бы продвигало)).

Ну и что будем инициировать?

Я вот точно какое-то время жила с идеей, что речь идет об инициации зрелости в послушании. Но в процессе работы над мастерской стало совершенно ясно, что речь идет об инициации зрелости неразрывно связанной пары внутренних феноменов.  Что это за пара? Это пара ПОСЛУШНИК-ВОИН. И обнаружение того, что это именно пара, кажется очень важным. Самое время вспомнить, какое важное место  в своем подходе Перлз отводил дифференциальному мышлению и теории противоположностей )). А если вспоминать нечего, то предлагаю узнать об этом – коротко и ясно. Примерно вот так:

«Всё, что существует, может раскладываться на противоположности. Если вас поглощает только одна из противоположностей, вы попались в ловушку или, по меньшей мере, заняты односторонним поиском. Важно сохранять равновесие и обозревать картину в целом» Ф Перлз»

  • Исследование содержания феноменов ВОИН-ПОСЛУШНИК, групповая работа с использованием доски или флип чарта (20 мин).

 

pokayanie

«Итак, предлагаем  вам рассмотреть, а потом обнаружить в себе  две полярные  внутренние структуры, фигуры  (они универсальны и есть, так или иначе, в опыте каждого человека). Эти структуры помогут нам поднять, осознать и направить большой пласт опыта, впечатлений, связанных с нашей сегодняшней задачей.

Давайте попробуем описать эти фигуры вместе, опираясь на ваш опыт и представления. Начнем с ВОИНА. Что, как вам кажется, его характеризует, какие поведенческие особенности ему свойственны, как, наблюдаются со стороны воинские проявления?»

 

Ведущий делит лист на 4 части, последовательно заполняя с помощью группы каждую из них :

 

ВОИН +     ПОСЛУШНИК  +

 

ВОИН  –     ПОСЛУШНИК  –

«Давайте подытожим то, что получилось, а получается примерно следующее:

ВОИН (воительница)

«+» Зрелый, позитивный  воин  быстро и без сомнений определяет и отстаивает свою позицию, защищает свое дело, идею, справедливость, род. Ему характерна способность ставить цели, действовать, бороться,  не испытывая лишних сомнений, преодолевать препятствия. У него есть избыток силы и энергии, здоровый  азарт, задор, стремление побеждать. Также его характеризует стремление к экспансии,  расширению зоны своего контроля.

«–»Искажения, негативные проявления ВОИНА могут быть разными. Например:  полное неприятие малейшего ущемления своих прав, невозможности реализации желаний. Беззастенчивое пренебрежение чужими интересами и переживаниями. Эгоизм, собственничество, ревнивость. Манипулирование другими людьми, которые становятся средствами к достижению цели. Провокативное задиристое поведение, желание померяться силами по поводу и без повода.

«+»  Послушник (послушница) в зрелом проявлении дает силу понимать и подчиняться тому, что невозможно изменить, силу смирения перед обстоятельствами. Помогает достойно работать в подчинении у кого-то и честно выполнять свои обязанности.  На время забыть о слове «хочу» и действовать в соответствии с интересами дела, коллектива, другого существа, нуждающегося в действенном сочувствии. Способность подчиняться правилам, терпимость к невзгодам и лишениям, уважение системы, иерархии. Уважение другой реальности (внимательность, чувствительность, уважение к нуждам других).

«–»  Искажения:  завистливость, неуверенность в себе, тревожность, безответственность, недовольство установленными правилами и своими «хозяевами»( будь то  руководители или родители), подчинение чужой воле без критики и здравого смысла, потеря свободы воли, безволие, трудности с определением собственного мнения, отношения к чему-то.

Хочу заметить, что если  искажения есть на одном полюсе фигуры, они неизбежно есть и на другом (яркую иллюстрацию на эту тему можно увидеть, например, в экранизации Шекспировского Кориолана, где чрезмерной жесткости, критичности и непримиримость воина соответствует его полное подчинение материнской воле).  Так же и продвижение к зрелости  осуществляется более-менее параллельно в паре. Невозможно действительно сильно развить одну фигуру, оставив другую законсервированной».

 

  • ИНСТРУКЦИЯ К ОСНОВНОМУ ЗАДАНИЮ, РАЗБИВКА НА ПАРЫ, РАЗДАЧА ЛИСТОВОК, НАЧАЛО РАБОТЫ 5 мин

 

«Итак, приступаем к основному заданию. Разбейтесь на пары. Вам подойдет тот, кто вам симпатичен, вызывает доверие. Каждому из вас понадобятся два листа и ручка.

Определите, кто в паре первым начнет исследовать свой опыт, а кто будет наблюдать и сопровождать. Потом вы поменяетесь ролями».

Инструкция для «исследователя» (произносится и демонстрируется ведущим, а также, раздается в печатном виде):

—  На одном листе  напишите Воин на другом Послушник.

—  Расположите эти листы в пространстве так, как этого хочется. На пол, на стул, как угодно и на любом расстоянии друг от друга. Можете действовать, не думая, повинуясь первому импульсу. А можете не торопиться – взять лист, походить с ним, прислушаться к ощущениям.

— Выберите, с какой фигуры вам хочется начать. Расположитесь на листе с названием этой фигуры.

—  Займите ту позу, которую хочется занять – встать, сесть, скрючиться, развалиться – что угодно. Побудьте в этой позе, прислушайтесь к себе, поощущайте и начните рассказывать о себе (вот примерный план такого рассказа):

— кто вы (мужчина, женщина, ребенок, персонаж), какой вы, сколько вам лет, как выглядите, во  что вы одеты, может быть, у вас есть какие-то аксессуары;

— что у вас за состояние, настроение, чего хотите, а может – не хотите;

— может быть, есть  какая-то история, событие – что с вами случилось или к чему вы готовитесь.

—  Переместитесь на второй лист, ощутите себя второй фигурой, расскажите про себя  в том же  порядке.

Когда вы хорошенько обнаружили и описали вторую фигуру, оставаясь в этой роли, нужно понять видна ли второй фигуре первая фигура — хорошо ли видна, или не видна вовсе, известно ли об ее существовании, хочется ли на нее смотреть. Какие  чувства есть к этой фигуре, какие  желания по отношению к ней?

—  Вернитесь на позицию первой фигуры. Есть ли какие-то изменения? Видна ли первой фигуре вторая, какой видится, представляется. Первая фигура знает о чувствах и желаниях второй по отношению к ней – как на нее это влияет? Что первая фигура чувствует ко второй, чего хочет по отношению к ней?

—  Снова займите  позицию второй фигуры. Какая она теперь — есть ли изменения во внешности или состоянии, есть ли изменения в отношении к первой фигуре — хочется ли с ней взаимодействовать, обратиться, сообщить что-то. Сделайте это

— В завершении положите два листа с названиями фигур рядом. Встаньте одной ногой на один лист, другой – на другой, постойте так с полминуты.

—  Если ваши фигуры не хотят видеть друг друга, если взаимодействие между ними затруднено. Тогда выберите какое-то третье место в пространстве и расположитесь в нем. Это вы.  Посмотрите на свои фигуры. Таков ваш выбор сейчас.

Второй участник пары слушает, подсказывает, что дальше делать по плану, задает уточняющие вопросы из списка или руководствуясь своим интересом.

5. Работа в паре 1 час ( по 30 мин в одну сторону – 25 на работу+5 мин на обсуждение)

6. Завершающий шеренг 30 мин

«Поделитесь впечатлениями, как прошло, что обнаружили, с какими чувствами и потребностями завершаете».

Авторы: Сахарова Инна, Терещенко Жанна

 

 

Добавить комментарий