Эмоции: откуда, зачем и их последствия

Опубликовано в рубрике АРХИВ САЙТА, Эссе, очерки, зарисовки

Это мной написано в рекламных целях и для жителей Краснодара и Краснодарского края. Но даже если Вы живете в Краснодаре и окрестностях, но не любите рекламу —  Вам не стоит читать дальше.

Выражаю любовь и благодарность всем, независимо от того, прочтете Вы или нет. Но если вдруг кто-то прочтет, прошу дать обратную связь в комментариях. Откликнитесь, пожалуйста, какие эмоции у Вас возникли при прочтении этого, того что я написал.

Любовь и благодарность.

И так, откуда появляются эмоции? ….здесь пауза….

Если задуматься над этим – то неизвестно. Нет доказательств наличия в человеческом организме (да и вообще в любом организме) органа отвечающего за первоначальный запуск эмоций. Есть мнение, что центр эмоций сосредоточен в продолговатом мозге, то есть в первичных мозговых структурах, а также в правом полушарии головного мозга. Также известно, что эмоции возникают посредством работы эндокринной системы. Эмоции – это гормоны. Или наоборот? Что известно наверняка – это: нет единого органа продуцирующего и воспринимающего эмоции, человек испытывает эмоции в любой момент своей жизни. Нет жизни без эмоций. Эмоции – это и есть жизнь. На вопрос откуда возникают они (эмоции) можно ответить следующим образом: из человека, из правого полушария, ни откуда, отовсюду, от души и т.д. И это всё будет правильно.

Теперь зачем? Зачем эволюция снабдила все живые существа, в том числе и человека, этой системой регуляции и саморегуляции. Ответ достаточно прост. Если это есть значит это нужно для видового выживания в этом мире. Эмоции прекрасная сигнальная система. Они идут всегда впереди разума, и во многих ситуациях позволяют сохранить жизнь организма. И самое главное, на основе эмоций строятся все внутривидовые взаимодействия и адаптивные способы поведения. Нет взаимоотношений между людьми не окрашенными эмоциями. К одним людям тянет, а от других бежать хочется, с одними интересно, с другими скучно. И это все работа эмоций. Мозги тут абсолютно ни причём. Эмоции порождают мотивы поступков, они энергичные мотиваторы. Вся энергия жизни и действий заложена в эмоциях.

Все эмоции нужны, все эмоции важны. Так можно перефразировать строки известного поэта. Нет ни плохих ни хороших эмоций. Они необходимы все. И они все всегда присутствуют. Вопрос в том насколько они осознаются. Люди строят свою жизнь исходя из эмоций, которые в них преобладают. Последствия этой эмоциональной жизни расположены между двумя полюсами: успех – неуспех. И приближение к каждому из этих полюсов в меньшей степени зависит от переживаемых эмоций, а большей степени зависит от осознания переживаемых эмоций. Вопрос стоит в том, насколько человек способен различать переживаемые эмоции, насколько он может различать, его ли это или не его. Отсюда возникает вопрос: что значит управлять эмоциями? Ответ тоже достаточно прост. Это значит различать свои эмоции и чужие, привнесённые другими людьми или структурами. Кто может это ближе к полюсу успеха. Кто не может, пардон, ближе к полюсу неуспеха. Теперь попробую немного это прояснить. Для этого вспомню Мюррея Боуэна, который ввёл понятие «дифференцированность». Деффиренцированность это способность человека различать свои чувства и мысли, и чувства и мысли других. Чем выше эта способность, тем выше степень дифференциации. Немного о терминологии. Чувства, скорее всего не равны эмоциям, а являются более глубокими и архаичными, следовательно, эмоции – это выходящие наружу проявления чувств. Я буду говорить о поверхностном – об эмоциях. Теперь немного вернёмся назад в наше розовое детство от момента рождения (цвет детства – дело вкуса). Новорождённый ребенок не имеет своих эмоций, а живёт эмоциями своей матери, то есть находится в состоянии полного эмоционального слияния. Постепенно у него появляются свои собственные эмоции, но он всё равно находится в состоянии слияния с матерью. Любая мать чувствует эмоции своего ребёнка на расстоянии, и порой невозможно определить кто первый начал. И так продолжается где-то до пяти лет. У ребенка уже сформирована потребность в слиянии, чем прекрасно пользуется социум. Предлагая войти в слияние с учителем в школе, проникнуться различными чужими идеями, прийти в религию, просто жить интересами семьи. Есть огромное количество институтов, поддерживающих и развивающих эмоциональную недифференцированность. Так что непросто научиться отделить своё от чужого. Да ещё и система воспитания позволяет быть эмоциональными только девочкам, а от мальчиков требуют избавляться от эмоций и сдерживать их. И вставляют им убеждения по типу: «мужчины не плачут», «на обиженных воду возят», «дело превыше всего», или это не то? И так к чему приводит неспособность дифференцировать свои эмоции? Это напрямую затрагивает вопросы управления. Если человек не живет своими эмоциями у него резко сужается вариативность поведения, особенно в ситуациях требующих принятия решений. Решения принимаются под воздействием эмоций, следовательно, и действия совершаются под управлением эмоций. Есть термин «эмоциональное заражение». Это когда эмоции системы передаются индивидууму, и он ведёт себя как и все. Надо просто вызвать нужную эмоцию, и указать, что делать. Чем больше человек живет чужими эмоциями и мыслями, тем тяжелее у него складывается жизнь. У нас нет институтов, занимающихся развитием эмоциональности. Тут хочу ввести понятие Эмоционального интеллекта. Это умение различать свои собственные чувства и эмоции, различать свои эмоции и свои мысли, различать чужие эмоции и мысли, оказывающие влияние на жизнь. Исходя из этого резко возрастает вариативность поведения и способность к адаптации в социуме. Это и называется управлять эмоциями. Принимать решения и действовать осознавая свои эмоции, выбирая при этом наиболее эффективный способ действия. Последствия Эмоциональной компетентности или повышения эмоционального интеллекта приближение к полюсу успешности в жизни. Никогда не поздно заниматься повышением эмоциональной компетентности. Для этого я приглашаю родителей повысить эмоциональную компетентность Ваших детей. Успешность Ваших детей в Ваших руках. Это была реклама.

Теперь вернемся к уровню дифференцированности. Это достаточно постоянная величина, закладывающаяся в семье. Передается путем межпоколенной передачи от родителей к детям. Она может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Эмоциональная дифференцированность или компетентность передается на бессознательном уровне. А как это происходит  — это совсем другая история.

С уважением, Олег Диденко.

17.10.2013 года.

Все права защищены © 2013 Гештальтсообщество Кубани

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: http://geshtalt-kuban.ru/.