Авторский спецкурс «Non-stop! Или Синдром ПТР»

Опубликовано в рубрике Авторские курсы

Спецкурс  представляет собой авторское развитие идей и принципов гештальт-подхода в работе с детьми и подростками, опирается на следующие теоретические модели: понятие контакта, цикла опыта и саморегуляции, разрабатываемые в гештальт-терапии. Концепция возраста и периодизации развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина (понятия зоны ближайшего развития, социальной ситуации развития, задач развития, возрастного кризиса), возрастная периодизация Э. Эриксона, понятия синхронизации и узнавания, предложенные Н. Б. Кедровой

 Для кого спецкурс? Спецкурс рассчитан на участников образовательных гештальт — программ, работающих с детьми и подростками, детско-родительскими отношениями.  Спецкурс направлен на развитие психологической компетентности в области работы с детьми подросткового возраста.

Участники исследуют модели семьи, имеющих детей подросткового возраста, типы подростковых конфликтов, способы прерывания контакта. Овладевают способами диагностики и консультирования подростков  в кризисе идентичности  на  возрастных этапах 11-17 лет.

Формы работы — лекции, упражнения, разбор случаев, терапевтические сессии, обсуждение стратегий работы. Предусмотрены рабочие материалы для чтения.

 

 ГРУППА сфорсирована. Первая встреча прошла  29.11.2020

Последний шанс присоединиться 9 января 2021.

Программа спецкурса:

  1. Подростковый возраст: физические,  гормональные и психологические особенности. Основные задачи возраста.  Кто такой подросток: феноменология подросткового возраста и основные противоречия (конфликты), с которыми сталкивается подросток.
  2. Цели подростковой гештальт-терапии:поддержка осознавание и проживания основных противоречий возраста, поиск хорошей формы для решения этих противоречий. Поддержка взросления.
  3. Коммуникация, препятствия, типы конфликтовОсновное противоречие: потребность в принадлежности – переживание своей уникальности, одиночества
  4. Структура семьи и ее показатели.
    Состав семьи. Границы. Иерархия. Сплоченность. Семейные роли. Семейная динамика
    Понятие о семейных процессах. Линейные и цикличные процессы Понятие «Жизненный цикл семьи». Этапы развития семьи. Семейные нормы, правила, ценности, традиции, ритуалы. Семейные балансы.
  5. Подросток в семье. Ребенок или взрослый. Взросление подростка и изменение семейной системы. Перестройка отношений с взрослыми. Построение целостности, построение границ со средой, принятие различий. Значимый взрослый. Основное противоречие: стремление к независимости и автономии – необходимость поддержки в новых ситуациях и изменениях. 
  6. Подросток и сверстники. Подростковые группы и их роль в жизни подростка. Основные потребности, которые подросток удовлетворяет в группе (в принадлежности, уважении, привязанности, освоении групповой роли, обратной связи). Буллинг. Коммуникация, препятствия, типы конфликтовОсновное противоречие: потребность в принадлежности – переживание своей уникальности, одиночества.
  7. Клинические аспекты: жестокость и насилие. В терапии: поддержка осознавания своих границ, своего места и роли в группе,   регуляция агрессии, поддержка собственных ценностей, работа с переживанием отвержения.
  8. Идентичность. Обнаружение себя, телесность и сексуальность. Кризис идентичности. Экзистенциальные переживания (одиночество, уникальность и конечность жизни, свобода, смысл). Основное противоречие: быстрые изменения.  Необходимость стабильности и постоянства в себе и мире как опоры;
  9. Сложные  семейные ситуации.Клинические аспекты: самоповреждающее поведение, пищевое нарушение (анорексия, булимия), депрессия. В терапии: встреча со смущением и стыдом, работа с кризисом и изменениями, поддержка переживания уникальности личности.
  10. Подросток и гаджеты. Клинические аспекты: употребление ПАВ, зависимости, психотические эпизоды у подростков. В терапии: поддержка диалога взрослый-подросток, осознавание своей роли в семье, поиска своего жизненного пути
  11. Терапевтические отношения в работе с подростками и их семьями. Формулирование запроса, заключение контракта с подростком и родителями, определение клиента гештальт-терапевта (подросток, пара подросток-родитель, семья). Сеттинг в подростковой терапии. Запросы к терапевту. Работа с родителями и семьей в подростковой терапии. Основные противоречие терапевта (родителя, учителя): забота о безопасности — поддержка автономии и самостоятельности; открытость и доверие в общении — уважение к интимности и границам.
  12. Работа с родителями и семьей в подростковой терапии. Основные противоречие терапевта (родителя, учителя): забота о безопасности — поддержка автономии и самостоятельности; открытость и доверие в общении — уважение к интимности и границам.
  13. Сертификационная сессия.

 

Формат мероприятия

 Группа будет проходить 1 раза в месяц по воскресениям  с 11:00 до 19:00.

Ведущие:

 Захарова Наталья  — Клинический психолог, гештальт-терапевт, супервизор.

8-989-26-077-43

Соколова Анна — Клинический психолог, врач, к.м.н. гештальт-терапевт,

супервизор. 8-918-444-8-777

Список литературы:

Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. — Т.4. — М., 1984.
Гештальт-терапия с детьми, вып.1/ Под ред. Н.Кедровой. – М.: Московский гештальт институт, 2002
Дальто Ф. На стороне подростка — СПб., 1997.
Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. — М.: Педагогика, 1991.- 176 с.
Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М: Просвещение, 1979. — 90 с.
Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии/ Пер. с англ. – М.: «Класс», 2007. – 336с
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Пер. с нем. — М.: Мир, 1994. — 320 с.
Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1. – C. 1–9. http://psyedu.ru/journal/2014/1/Hlomov.phtml
Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. Пер. с нем./ СПб.: Издательство Пирожкова, 2001. – 256 с.
Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013, 10, 3, 149-159. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — С.20-33.
Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Педагогика, 1987.
Кон И.С. Дружба. 4-е издание, доп. — СПб.: Питер, 2005. — 330 с.
Психология подростка (под ред. А.А. Реана) — СПб.:-прайм-еврознак», 2003. — 480 с.
Бочавер А.А., Третьякова Т.В. Принципы построения профилактических программ для подростков. С. 108–117 // «Психолого-педагогические исследования» — http://psyedu.ru/journal/2014/1/index.phtml [2014 — 1 – Psyedu.ru]
Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. 2015. Т.6. №1. С.103–116. http://psyjournals.ru/social_psy/2015/n1/74946.shtml
Хломов К.Д., Кондрашкин А.В., Кузин П.А., Калякина С.М., Тюльканова К.И., Медведев Д.П. Подросток в онлайн-игре: включенное наблюдение и опыт социальной работы // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №4, 118-133. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n4/73559.shtml

Добавить комментарий