Эссе на тему “Ментальный метаболизм» (по работе Перлза «Эго, голод и агрессия»)

Опубликовано в рубрике АРХИВ САЙТА, Эссе, очерки, зарисовки

«Эта книга имеет смысл и может помочь в развитии концентрации, интеллекта и наслаждения жизнью, начните изучать её, и жуйте каждую часть до тех пор, пока не «заполучите» её», — Ф.Перлз «Эго, голод и агрессия» Предписание (ч.1, перед гл.1)

Попыталась «пожевать» книгу в очередной раз, в попытках понять не столько процесс «умственного обмена веществ, сколько посмотреть на некоторые способы его излечения», предложенные Перлзом, вернее, увиденные мной.

В 4-ой главе «Ментальная пища», Ф.Перлз пишет о том, как «возбудить здоровый интеллектуальный аппетит и добиться ассимиляции: нам придётся перестроить пациента; мы должны изменить неправильное отношение к физической пище и пище для ума». Но чтобы исправить неправильное отношение, необходимы:

  1. Противопоставления его «правильному».
  2. Понимание того, что термин «правильное» мы относим к хорошо знакомому, а незнакомое именуем «неправильным» (Александер). «Наше осознанное чувство обычно не правильно, но справедливо. Фаза так называемого негативного переноса совпадает по времени с нежеланием пациента или ученика расстаться со своими привычными мыслями и чувствами. То, что говорит аналитик на данной стадии, кажется ему неправильным».
  3. Отток «энергий» и фиксаций от «неправильного» и расчистка путей для «правильного» поведения» (ч.2, гл.4).

Ф. Перлз в своей работе отмечает важность проведения работы с пациентами «с позиций холизма и присутствия в ней целиком и полностью всех трех основных моментов:

  1. Тщательное размельчение телесной и духовной пищи в качестве подготовки к ассимиляции; особое внимание должно уделяться извлечению наружу подавленного отвращения и «пережевыванию» интроекций.
  2. Функция чувства дефекации и развитие способности выносить смущение и стыд. Обучение распознаванию и ассимиляции проекций.
  3. Снятие груза ретрофлексированного (ч.2, гл.12, «Комплекс мегаломании — изгойства»).

Остановимся на всех трех пунктах по порядку:

Об интроекции: Перлз в главе «Интроекция» подчеркивает, что «В ходе лечения интроецированный материал разделятся, раскалывается и видоизменяется, становясь готовым к усвоению, что идёт на пользу развитию личности, а образующийся эмоциональный излишек может получить разрядку или применение» (ч.2. гл.5).

О проекции: «Здоровый психический метаболизм требует развития в сторону экспрессии, а не проекции. Здоровый характер выражает свои эмоции и идеи, параноидальный проецирует их» (ч.2 гл.10 «Проекция»). «Здоровый  организм ассимилирует физическую и духовную пищу и превращает её в энергию, которая находит себе применение в деятельности; эта энергия проявляется в работе и эмоциях. Негодный материал выбрасывается в качестве отходов и разрядки, его выражают, но не проецируют» (ч.2, гл.11 «Псевдометаболизм паранойяльной личности»).«Проецирующий человек действительно теряет энергию вместо того, чтобы использовать и выражать её». «Потеря энергии за счет проецирования, то есть за счет недостаточной ассимиляции, приводит к атрофии личности у человека с паранойяльным характером» (там же).

О ретрофлексии: в главе 3-ей «Ретрофлексия» Ф.Перлз дает следующее определение: «Ретрофлексия означает, что какая-то функция, которая была направлена от индивидуума к внешнему миру, меняет своё направление и обращается в противоположную сторону, к её инициатору» и тоже забирает много энергии, что тоже является нарушением ассимиляции.

Как же «заставить организм функционировать, — говоря словами Ф.Перлза, — «с минимумом усилий», как навести порядок в голове пациента? «Интерпретации ставят пациента лицом к лицу с той частью его самого, которую он предпочитает не замечать. Это активное поведение, заключающееся в том, чтобы держать перед пациентом «зеркало его души», которое направлено на синтез и интеграцию, на возобновление им контакта с ранее изолированными частями его личности» (ч.1, гл.9 «Организмическая реорганизация»).

Ф. Перлз подчеркивает, что «… существует структурное сходство стадии развития потребления пищи и ментальной абсорбции мира» (ч.2 гл.5). Автор  призывает терапевтов к тому, чтобы «восстановить организмическую ассимиляцию целиком и навсегда. Это окажется возможным лишь тогда, когда мы примем в расчет психический метаболизм и станем относиться к психическим содержаниям так же, как к материальной пище. Нам не стоит успокаиваться на переводе психического материала из бессознательного в сознание, на вызывании «рвоты» находившимся в бессознательном материалом. Мы должны настаивать на его вторичном «обращении в прах» для подготовки к ассимиляции» (ч.2, гл.5).

Первое правило: «Простой метод, позволяющий охватить всю ситуацию в целом в организме, состоит в том, чтобы попросить пациента излагать аналитику всё, что он проживает рационально, эмоционально и телесно».

Второе правило: подавление смущения. «Мы должны так влиять на пациента, чтобы ему не приходилось ни подавлять, ни принуждать себя к чему-либо, чтобы он не забывал сообщать аналитику о самом малейшем сознательном сопротивлении, таком, как стыд, смущение и т.д.» (ч.1 гл.9 «Организмическая реорганизация»).

Вот, пожевала, похоже, с пользой; делюсь, преодолевая смущение, с удовольствием.

С уважением, Ольга Афанасьева.

27.04.2014 года.
Все права защищены © 2014 Гештальтсообщество Кубани.
Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: http://geshtalt-kuban.ru/.