«Одиночество – с…» (о мастерской в рамках краснодарской гештальт-конференции дебютов 2013)

«Одиночество – сука!?» – название моей мастерской. Именно эти слова известной песни обжигали сердце своей пронзительностью, когда я окунулась в реальность развала своего уже четвертого брака. Впервые, не убегая, а проживая, я остановилась в одиночестве. Сильнейший страх перед будущим, разъедающая обида за прошлое, безудержная злость на настоящее – и все это накрывалось – тревогой – «что же делать?!!!». Именно так я впервые нетвердо, пошатываясь, вошла в свое одиночество. День за днем, со вздохом и выдохом, я это проживала. Глубокая терапия, круговорот житейских событий и ежевечерний чай на веранде с видом на море. Я всё ещё жива. И так очень медленно, без уверенности и особого доверия к себе я стала обнаруживать и действительно чувствовать сквозь поверхность бурь событий и переживаний — внутреннюю тишину, а в ней себя.

Яркость и сила переживаний привели меня к идее создания мастерской про одиночество. Хотелось с одной стороны поделиться опытом своего проживания и взглянуть на одиночество, его грани глазами других.

В ходе подготовки, при неоценимой помощи моего супервизора Натальи Майстренко, как-то улеглось и теоретическое понимание многоаспектности этого феномена – одиночество. Тем более разгорелся интерес, насколько теория согласуется с практическим видением и опытом проживания других. Особого удивления не вызвало, но все же завораживающе интересно складывалось накладывание практического опыта и видения на теоретическую канву. В процессе мастерской стали прорисовываться три вида одиночества. Первый, как некое «отшельничество», вызванное обидой и непринятием окружения, в связи с несоответствием мира представлению о нем. Ведь порой легче обидеться на всех и с гордо поднятой головой «во внутреннее подполье» с претензией к миру, что «заточен не под меня». Другой гранью одиночество проявилось в сильнейшем страхе и остроте переживания отвержения миром. Страх, который делает невозможным приближаться и проживать теплейшие чувства близости. Здесь оказалась, пожалуй, самая болезненная точка. К моей радости, опыт некоторых участников пролил свет и на ещё одну грань одиночества – оставаясь наедине с собой, есть возможность без внешнего, постороннего шума услышать себя, свои чувства, переживания, потребности. И действительно, прикасаться к себе возможно в уединении.

Мои ощущения во время проведения мастерской были удивительны — как рыба в прозрачной воде. И чешуя была не столько для блеска, сколько для максимального соприкосновения со средой, участниками, их чувствами и проявлениями – волнительно, интересно и глубоко.

Оставшись в одиночестве после завершения конференции, возвращаясь домой, я с теплотой чувствовала благодарность всем, кто пришел на мастерскую, Наталье, как моему супервизору, чья поддержка и вдохновила, и помогла принять, что я в своем потоке, где есть возможность нырять в завораживающе притягательную глубину человеческой «души»*.

_______________

*«душа» — в общепринятом смысле

С уважением, Татьяна Позднякова.

25.11.2013 года.

Все права защищены © 2013 Гештальтсообщество Кубани.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: http://geshtalt-kuban.ru/.