«Ее Королевское … Достоинство». Сахарова Инна

Я довольно давно уже размышляю о чувстве собственного достоинства и том, какой потенциал счастья упирается в эту короткую фразу, обозначающую очень глубинное явление. Достоинство – слово, которое звучит емко, значительно и благородно. При этом оно широко употребимо, и не является термином. В психологическом глоссарии близким по значению, но, по моим ощущениям, плоским и выхолощенным будет термин самооценка. Более укорененным и об’емным — чувство собственной ценности. Но, как ни крути, у чувства достоинства особый флёр… Королевский. И Королева – лучшая проводница на этом пути, если путь, о котором мы говорим, женский. Вообще, скажу я вам, без проводников в этих местах никак — много чего второстепенного и ошибочного бывает принято за чувство достоинства, заплутать не мудрено. Мне же хочется ясных и точных находок. При этом интересно придать им форму с одной стороны сакрально-образную, а с другой – реалистично-внятную. Почему мне так импонирует образное сопровождение? Образ собирателен, он хорош тем, что даже если что-то, относящееся к предмету интереса, останется не замеченным, не названным, не описанным словесно, оно все равно окажется воспринятым. А я уже знаю, что в этой статье, скорее только прикоснусь к теме, чем раскрою ее. Подходящий образ сможет хранить в себе весь не затронутый потенциал темы до срока (то есть, до следующего прикосновения к ней). Но вернемся к тому образу, который я предлагаю для исследования состояния достоинства. Это Королева. Не случайно почти все маленькие девочки наряжаются принцессами, а почти все взрослые женщины хотят, чтобы с ними обращались, «как с королевами». Клише, знаете, какими бы поверхностными они ни казались, на ровном месте не возникают. А, посему, все, о чем я буду говорить дальше, будет посвящено её Архетипическому Королевскому Величеству вообще, и одной моей знакомой очень реализованной Королеве, в частности. Соображения мои родились, в основном, из опыта собственных переживаний рядом с другими женщинами, наблюдений за ними и за собой в отношениях с ними. Кроме этого опыта наблюдений и переживаний я, в который раз, с удовольствием опираюсь на понимание того, что психика проективна ( проекция здесь, как базовая особенность восприятия, а не механизм защиты).

Как воспринимает мир женщина, переживающая себя достойной, как работает спроецированное качество достоинства, каким оказывается мир вокруг? Основной принцип моих рассуждений незамысловат: все, на что направлено внимание Королевы, оказывается удостоенным внимания, наделяется достоинством и получает соответствующее обращение.

1. Люди. Другой человек рядом удостоен достоинства. Он воспринимается всерьёз. Он имеет неотъемлемое право быть таким, какой есть, от него не требуют изменений. Он имеет право на своё мнение, суждение, желание, состояние по умолчанию. Он может и не нравится Королеве или не подходить, тогда она просто регулирует свою дистанцию, и об’ем внимания, не вступая в дебаты, не проклиная и не преследуя. Это не отменяет его достоинства, которое он сам успевает обнаружить и ощущить, оказавшись ненадолго в ее кругу. Атрибут королевы — свита. Свита у настоящей королевы формируется неизбежно и самопроизвольно, пусть даже небольшая. Дефицит достоинства широко распространен, а почувствовать себя достойным так приятно. Свита следует за королевой по её делам, да и вообще, повсюду, куда она позволяет следовать. Предлагает ей разные услуги, жаждет пригодиться. Все это в обмен на то, чтобы находиться рядом с Королевой, в обмен на то, чтобы быть воспринятыми всерьёз, и наконец посмотреть на себя всерьёз, дать себе право быть, почувствовать себя достойными, успокоиться.

2. Вещи.

Вещи, принадлежащие ей, используемые ею, достойны. Некоторые из них могут быть далеко не новы или не востребованы (уже более или изначально). Но они ее или соприкасаются с ней, достойной, они наделяются достоинством, даже если не оказываются выбранными для использования. И как следствие они достойны бережного обращения, аккуратного хранения, ухода, передачи в хорошие руки (Королева любит пользоваться вещами, которые любит, а если вещь больше не любима или так и не стала любимой, надо дать ей шанс пригодиться в других руках). У вещей есть свои места, они починяются, если это возможно, эксплуатируются по инструкции (то есть с учетом их природы). Королева рачительна, она хозяйка…Но

это не от скаредности. А просто ей не понятно — зачем пренебрегать достойной вещью.

3. Дела. Любой процесс, которым занята Королёва, удостоен достоинства. Это может быть мытье в душе, уборка квартиры, рукоделие или бухгалтерский отчёт. Он достоен того, чтобы разворачиваться постепенно, без спешки и с достаточным вниманием, он удостоен занять место в жизни — для этого просто нужно найти подходящее время (он ведь не один такой достойный). Подходящее время – это время, когда возникло желание заняться именно этим делом. (Если появляется дело, заниматься которым у Королевы исправно не возникает желание, то нанимаются помощники, или служат службу желающие из свиты). Королева не пренебрегает процессом в пользу результата. Процесс и результат равно достойны. Произведенный результат ценен, он может быть предъявлен людям, поставлен на службу обществу, выставлен на продажу за достойные деньги, подарен. Королева, конечно, и сама готова с удовольствием пользоваться своими результатами, может наслаждаться ими. А если результат не может быть продемонстрирован и предложен миру ( когда он для мира был создан), то я знаю тому две частых причины –1. Это просто пока еще процесс, 2. Королеве он слишком дорог, по крайней мере, пока. Она еще не готова с ним расстаться. У процесса есть возможность оставаться живым, не сильно предсказуемым и распланированным. Ведь план не более достоен, чем спонтанно возникшие изменения. И не менее.

4. Желания. Она имеет право получить то, что хочет. Нет ничего, что было бы для неё слишком хорошо. Это не отменяет того, что есть очень много всего, в чем она не нуждается. Желать получить и настаивать на немедленном получении — не одно и то же. Королева не капризна. Она адекватна реальности. Она не воспринимает так, что ее желания создают преграды для желаний других людей. И не желает оставить кого-то неудовлетворенным. Поскольку другой человек достоен, он может позаботиться о себя сам – так или иначе, например, попросив

Королеву о помощи. Пространство беременно возможностями – в нем есть место для разных желаний разных людей.

5. Король. Мужчина, который выбран ею в партнеры, конечно, Король. Про их отношения я пока знаю не очень много. То, что я заметила точно — Королева не сомневается в его могуществе. Она не принимает его на грудь, не оказывает материнское покровительство и не меряется. Она просто глубоко уверена в его могуществе, не провокативно, без вызова – искренне и непоколебимо. Он – ее Король, и он «потянет» ее, со всеми ее желаниями. Она просто чтит его без вариантов и это совершенно естественно. Она советуется с ним, прибегает к его покровительству, слушается, там, где оказывается малосильна, там, где затрудняется выработать решение… Прочитала я написанное и подумала, что может показаться, что все это звучит слишком перфектно. Но меньше всего я хочу, чтобы достоинство приобрело привкус уныния от его недостижимости и стыда от текущего несоответствия. Поэтому скажу, что по мне, есть большая разница между перфектностью и идеализмом. Перфектность (как претензия на совершенство и навязчивое, болезненное стремление к нему) не дает право на ошибку, права на развитие, отрезает проживание стыда и возможность его трансформации. Идеализм же про то, чтобы верить в богатство пространства разными возможностями, верить в достижение желаемого, про то, чтобы задавать себе вектор развития предвосхищением результата. Вот здесь создание правильного образа своих устремлений– половина дела. Хочется, чтобы мои скромные изыскания послужили именно этому смыслу. И поэтому последнее, о чем скажу сегодня, это о стыде в жизни Королевы. 6. Стыд Да, именно стыд оказывается противоположным достоинству. Королева испытывает стыд крайне редко . И это не потому, что она идеальна. Она может быть объективно не совершенна и утверждает право на несовершенство отсутствием такой постановки вопроса. Есть кто-то объективно красивее, умнее, талантливее, успешнее, богаче, моложе…Но своей жизни может быть равна только она сама, такая, какая есть. Что до регулятивной функции стыда в обществе…

У Королевы есть другие способы не оказаться асоциальной — это уважение, здравый смысл, сочувствие…

Автор: Сахарова Инна