Мастер-класс «Терра инкогнито»

Случайности не случайны…

Презентация мастерской

«Бывает:  голоден, идешь в ресторан, приходишь и понимаешь, что не можешь сказать определенно, чего бы съел, трудишься по-честному в преконтакте, а ясность не наступает. Берешь тогда меню, начинаешь листать и смотреть, на что «клюнешь».

И бывает: придешь на конференцию, ну вот, без особой тематической доминанты в жизни, но с твёрдым желанием поразвиваться,  узнать о себе новое и удивительное.

Мастерская «Терра инкогнито»  идеально обслужит такое умонастроение.

В меню у нас отличный психологический инструмент – проекция. Безотказно обеспечивает инсайты разного калибра. То есть проецировать будем интенсивно и последовательно. А проекция такое дело – тем эффективнее сработает, чем меньше о происходящем знаешь заранее.  Вот вам и «Терра инкогнито».

«Ну, нет уж» – можете сказать вы – «когда мы идем в ресторан, мы хотя бы знаем его профиль — китайская, грузинская, итальянская кухня. Это помогает с первичным выбором. Потому что если терпеть не можешь пасту,  что делать у итальянцев?»

Мы тоже не оставим вас совсем без ориентира.

Тема, которую мы предлагаем,  о связи того, как организовано физическое пространство нашей жизни с особенностями нашего внутреннего психического пространства. О том, как одно отражает и проявляет другое.

Добро пожаловать!»

Программа мастерской

81.2Рекомендуемое количество участников – 12 -15 человек.

Рекомендуемое время проведения – 2 часа.

Необходимые материалы: бумага А4, карандаши.

Цель: исследовать текущий психологический период жизни участников. Осознать его особенности, ограничения и ресурсы.

  1. Представление ведущих 2 мин.
  2. Представление участников 20 мин.
    «Коротко представьтесь. Кто вы, откуда. С какими ожиданиями, состоянием оказались здесь, чем определен ваш выбор нашей мастерской».
  3. Отклик ведущих на ожидания участников 5 мин.
    Есть ли что-то, что обращает на себя внимание как основная тенденция в ожиданиях участников; что совпадает с первоначальным замыслом, что не совпадает, можно рассказать об истории создания, возникновения идеи проведения мастерской, о том, каким смыслом наполнена тема для ведущего.
  4. Введение в тему 5 мин.
    «Миновав поворот, Алиса очутилась в огромном круглом зале, но Кролика нигде не было видно.
    Зал  тускло  освещался  лампами,  свисавшими  причудливыми гроздьями  с низкого потолка. Здесь не было ни одного окна, зато вдоль всей стены тянулся целый  ряд дверей. Алиса дважды обошла вокруг всего зала, пытаясь открыть хоть какую-нибудь из них, но все двери были плотно заперты.
    В отчаянии Алиса направилась обратно к выходу, пытаясь придумать, как ей отсюда выбраться. Внезапно посреди зала она наткнулась на небольшой хрустальный столик на трех ножках. На столике не было ничего, кроме крохотного золотого ключика. Алиса радостно схватила его и стала пытаться открыть им каждую дверь по очереди. Но либо замочные скважины были слишком велики, либо ключик слишком мал, так или иначе все попытки завершились безуспешно. Алиса собралась было снова впасть в уныние, но тут нечаянно задела занавес, на который до этого просто не обращала внимание. За этим занавесом, свисающим до самого пола, она обнаружила дверцу высотой не более сорока сантиметров. Недолго думая, Алиса попробовала открыть ключиком и эту дверцу, и, к величайшему её восторгу, ключ подошёл!». Отрывок из книги Л. Кэролла «Алиса в стране чудес».
    «Иногда в жизни мы из раза в раз оказываемся в каких-то пространствах, на каких-то территориях, в каких-то помещениях, которые как будто не особенно и выбираем, как будто просто получаем их в придачу к чему-то…, а мы тут особенно ни при чём. Но так ли это в действительности? «Случайности не случайны», «случайность – частный случай закономерности»… Давайте проверим. Как? С помощью ваших рисунков.
  5. Индивидуальная работа 5 мин.
    Участникам необходимо раздать бумагу и карандаши.
    Инструкция: «Сосредоточьтесь на текущем периоде вашей жизни. Начало этого периода вы определяете самостоятельно. Может, вы ощущаете, что по каким-то значимым для вас признакам, он начался 5 лет назад и длится до сих пор. А может, что-то стало слишком по-новому всего пару недель назад.
    — Когда вы определились с началом периода, и вам удалось прислушаться к его привкусу, выберите фигуру, которая максимально ассоциируется у вас с этим периодом, нарисуйте её (участникам предлагается выбор из геометрических фигур, набор более-менее свободный – четырехугольники, многоугольники, круг, треугольник, овал, звезда. Фигуры рекомендуется для наглядности предварительно нарисовать или вырезать).
    — Теперь мы работаем с внутренним пространством вашей фигуры — вы можете нарисовать какие-то линии внутри периметра, если необходимо разделив фигуру на сколько угодно частей, или оставить пространство внутри без разделений.
    — Посмотрите на контуры вашей фигуры. Они одинаково проницаемы по всему периметру? Или где-то больше, а где-то меньше? Поработайте с контуром (и внутренним и внешним) – может в каком-то месте он окажется очень плотным, где-то прерывистым, где-то его нет вовсе, обозначьте разницу в проницаемости.
    Закончили?»
  6. Индивидуальная работа 5 мин.
    Инструкция: «Внимание, хорошие новости – вы получили в наследство, подарок (есть идеи от кого?), или приобрели сами (за наличные или в кредит?) помещение,  в котором в ближайшее время будете проводить много времени. Посмотрите на свои рисунки: сейчас у вас в руках план этого помещения – определите: какова его площадь? Это дом или квартира? На каком этаже? Помещение жилое или офисное? Количество внутренних отсеков – это количество комнат. Что за комнаты? Каково их функциональное назначение? Определите.
    Там где в контуре есть разрывы – находятся окна или двери. Сколько окон и дверей, где они расположены, какого размера? Какие помещения сообщаются между собой, а какие нет?»
  7. Работа в тройках 15 мин.
    Инструкция: «Объединитесь в тройки. Расскажите друг другу о своем пространстве: что это за пространство, где расположено, откуда оно у вас, что за планировка, что за комнаты, какие чувства оно у вас вызывает. Есть ли что-то, что вас удивляет. Один рассказывает, двое других слушают, задают уточняющие вопросы, следуя за своим любопытством. Нет задачи дать свою обратную связь на рисунок рассказывающего, скорее – помочь ему рассказать максимум. На 1 человека – 5 мин. Возвращаемся в общий круг».
    Если позволяет время и есть необходимость, можно дать несколько минут на короткое обнаружение и от реагирование эмоционального состояния в общий круг.
  8. Работа в общей группе 20-30 мин.
    Инструкция: «Положите свой рисунок на пол рядом с собой. Возьмите минутку на то, чтобы рассмотреть рисунки других участников. Заметьте, какие из них какой отклик вызывают. Сейчас вы пойдете в гости.
    Для этого встаньте, пожалуйста, со своих мест. Держите рисунки возле груди, чтобы другим было легко их рассмотреть. И начинайте бродить по комнате, выбирая себе партнеров. Образовав пару, расскажите друг другу, как вы воспринимаете рисунки друг друга, что вам кажется про это пространство, какой отклик оно вызывает, какие фантазии. Обратите внимание, видите ли вы сходство со своим собственным пространством или скорее разницу. Вам нужно про взаимодействовать с несколькими участниками».
  9. Индивидуальная работа 2 мин.
    Инструкция: «Вернитесь, пожалуйста, на свои места. Возьмите паузу. Посмотрите на свой рисунок. Какие чувства он у вас вызывает сейчас? Хочется ли вам его изменить? Просто отдайте себе в этом отчет, но пока ничего не меняйте, и давайте обсудим».
  10. Шеринг  40мин.
    Инструкция: «Как нам кажется, у вас было достаточно стимулов для открытий в короткий период времени. Поэтому сейчас важно качественно обнаружить себя, сделать полученный опыт, насколько возможно, более осознанным. Расскажите о том, что с вами сейчас, что удалось обнаружить, есть ли открытия. Что порадовало, огорчило, удивило. Оказалась ли случайность случайной, или удалось обнаружить отражение своего периода жизни в рисунке. Каково было ходить в гости».

После того, как участник высказывается, интересоваться у него, есть ли потребность в изменении рисунка, предлагать эти изменения внести, если необходимо.

С уважением, Сахарова Инна.

14.04.2014 года.

Все права защищены © 2014 Гештальтсообщество Кубани

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: http://geshtalt-kuban.ru/.